Совершенствование уголовного кодекса в традициях русской школы уголовного права и криминологии Питирима Александровича Сорокина

 

Питирим Александрович Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии. Он развивал школу своего учителя Л.И. Петражицкого.

Что важно знать и отразить в современно уголовном праве, если законодатель будет опираться на традиции русской школы Пиритима Александровича Сорокина?

Питирим Александрович Сорокин предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным.  Криминальная группа навязывает человеку шаблон преступления, стимулирует его наградой (деньгами, материальной выгодой), или карой (избиением, насилием, смертью). Человек отвергает на уровне своей врожденной нравственности навязанный ему шаблон поведения причинения вреда другим. Это и есть нравственное чувство – не вредить себе и другим. Но участвуя под давлением преступной группы, вредя другим, человек вредит и себе самому. В этом безнравственность криминала.

Человек опережает своё общество, которое состоит из борьбы одних групп с другими. Он не хочет принимать участия в борьбе за перераспределение ресурсов. Однако эта борьба держится на вовлечении людей с высокой нравственностью в безнравственные (вредные для других и себя) шаблоны поведения.

Преступление всегда оскорбляет индивидуальное нравственное сознание человека. По этой причине важно не карать участника борьбы, а влиять на трансформацию самих шаблонов поведения. Если не работает судебная система как шаблон приемлемого для борьбы социальных групп поведения, тогда эти группы формируют свой криминальный шаблон и организуют преступность, вовлекая туда нормальных в нравственном отношении людей. Сам человек не может противостоять социальной группе, навязывающей такой шаблон. Тогда он может пойти в религию, но и там он может встретить навязывание такого шаблона поведения, который не влияет на пресечение преступлений против человека и общества.

Питирим Александрович Сорокин считал, что человек, совершивший преступное деяние,  не является преступником.  Преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание человека. Задача уголовного права – создать правовые и организационные основания для общества, полиции, суда  по выявлению таких шаблонов (моды, социального кода, матрицы поведения и т.п.) и их трансформации, ликвидации, пресечения.  

 

На основе развития культуры и образования, массовых коммуникаций шаблоны поведения теряют свою устойчивость и легко меняются.  Эту задачу позволяет решить дискурсивно-оценочный метод, разработанный нашей научной школой (В.А. Чигирев, П.И. Юнацкевич). Сменяемость шаблонов создает конкуренцию криминальным шаблонам, и преступность идет на убыль.

Для практиков в полиции и судейском сообществе это означает, что с населением (объектом права) субъекты права (полицейские, судьи) должны пребывать в открытом общении, нести правовую культуру решения любого вопроса, ее поддерживать.  Группы вовлекают в преступления и поддерживают, например, коррупцию как основу должного поведения на руководящем или исполнительском посту.

Современная правовая бюрократия оторвала полицейского от живой работы с населением, это мешает ему формировать правопослушание как шаблон социального поведения. Полицейского нужно освобождать от бюрократии, снять с него цепи и оковы фиктивных отчетов, перейти к практике живого управленческого  общения внутри профессионального полицейского сообщества. Убрать «штабных пожирателей времени» полицейского. Нужна борьба не с преступниками, а с генераторами преступных шаблонов поведения – лидерами групп, которые эти шаблоны поддерживают, вовлекая туда честных и нравственных людей, не оставляя им выбора – или голод, или воруешь по нашим правилам.

П.А. Сорокин трактовал право как такие издаваемые и охраняемые государством общеобязательные правила поведения, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека.

 

Свобода личности, по мнению П.А. Сорокина,- это цель правового развития, а мера раскрепощения личности, расширения её основных прав и свобод — это критерий правового прогресса человечества.

 

Характеризуя социальную роль права, Сорокин трактовал право как конституирующее начало любой общественной группы. Все социальные образования и институты (семью, государство, церковь, партию, профсоюзы, школу, университет, организованную группу преступников и т. д.) он рассматривал как социально-практическую форму объективации и олицетворения правовых норм и убеждений всех или решающего большинства членов соответствующего социального образования. Это было развитие психологической теории права Л. И. Петражицкого, согласно которой любая группа лиц (в том числе и преступники) имеет своё интуитивное (неофициальное) право, определяющее поведение группы.

Этим интуитивным правом в преступной группе считается оправдание воровства тех, кто ворует у собственного населения, захватив начальствующие должности.

Большое внимание Питирим Александрович Сорокин уделял проблеме взаимодействия права и морали. «Мораль и право всех народов, всех времён, писал он,- хорошим и должным поведением по адресу „ближних“ считали поведение, совпадающее с заповедью любви и солидарности., а не поведение, руководствующееся заветом ненависти к ближнему, причинения ему вреда, то есть поведение общественно вредное. Таков практический опыт человечества и указываемый им критерий улучшения или ухудшения как самого права, так и морально-правового состояния человечества.

Тот же критерий диктуется и современной морально-правовой совестью человечества».

 К этой теме, Сорокин неоднократно возвращался и в более поздних работах американского периода (прежде всего в книге «Политика и мораль. Кто должен сторожить стражу?» и во втором томе своей знаменитой «Социальной и культурной динамике», целиком посвящённым проблемам «флуктуации систем истины, этики и права»).

 

 

 

 

Развивая свои прежние подходы, П.А. Сорокин рассматривал право как наиболее точный показатель перемен, происходящих в  социальных группах.

В этой связи нужно в борьбе с преступностью не столько выявлять и карать преступника, сколько выявлять социальную группу (это и есть организованная преступность), которая создала шаблон поведения и навязала его конкретному человеку, ставшему субъектом преступления.

Наказывать не только преступника, но разваливать сам генератор криминальных шаблонов поведения – преступную группу.

Также важно с обществом вести диалог и быть открытым полицейским сообществом, убрав собственную бюрократию, освободив полицейского для службы закону, а  не для ее имитации.

При переходе от общества закрытого (дисциплинарного) типа к открытой модели западного общества, российское уголовное право неизбежно нуждается в трансформации и отражении как западной, так и восточной традиций одновременно. Если западное право предусматривает его исполнение, то в восточном праве это исполнение носит скорее всего характер социального ритуала, все на местах регулируется местными группами, которые вводят свои правила и шаблоны поведения, например обязательность участия в сговоре и воровстве как основа продвижения по социальной лестнице. Уголовный процесс не в состоянии это противоречие разрешать. Он бюрократичен, медленен, на местах судьи часто не усматривают очевидный состав преступления, что приводит к нарастанию социальной напряженности и укреплению чувства несправедливости в обществе. Это подрывает устои государственной власти и общества.

 

 

Нужна модернизация российского уголовного права, перевод его на традиционную основу ускоренных процедур осуществления уголовно-следственных действий и решений. С другой стороны весь уголовно-судебный процесс должен быть построен на основе дискурсивно-оценочного метода, учета обратных социальных связей всех участников уголовно-судебного процесса. Такой подход одинаково эффективно применим к западной и восточной концепции уголовного права.

 

 

 

Практические рекомендации

 по совершенствованию уголовного кодекса России

 

 

В статью 2 УК РФ добавить следующее:

УК РФ Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

 1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана нравственности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества.

Задачи предупреждения преступлений: пропаганда права и нравственности как основы жизнедеятельности; организация нравственно-правового воспитания и просвещения; поддержка и ограничение  прав и свобод человека и гражданина для  защиты нравственности от безнравственных  устремлений и действий, посягательств на культуру, историю, традиции, здоровье и безопасность граждан в Российской Федерации; исключение двойных стандартов поведения, противодействие коррупции, криминалу, терроризму, экстремизму; развитие гражданского общества.

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

3. Опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями также в случае их массовой негативной морально оценки со стороны граждан и объединений граждан.

4. Установление видов наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений осуществляется и совершенствуется на основе настоящего Кодекса и диалога с обществом, профессиональным сообществом субъектов наказания, уголовно-правового и судебного процесса.

 

 

В статью 4 УК РФ добавить следующее:

 

УК РФ Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

 Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Наравне с лицом, совершившим преступление, подлежат уголовной ответственности группы лиц по признакам пола, этноса, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, профессии, места жительства, отношения к официальным и неофициальным религиозным конфессиям и сектам, убеждений и ценностей, принадлежности к общественным объединениям, которые создали обстоятельства вовлечения человека в совершение преступления.

 

 

В статью 5 УК РФ добавить следующее:

УК РФ Статья 5. Принцип вины

 

1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается, за исключение случаев, когда на такое лицо указывает негативная моральная оценка общества.

 

В статью 6 УК РФ добавить следующее:

УК РФ Статья 6. Принцип справедливости

 

1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Степень общественной опасности преступления определяется посредством обратной социальной связи в виде общественной моральной оценки преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного и лиц группы, причастной к формированию преступного деяния личности виновного.

2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

3. Каждый может нести непрерывную моральную ответственность за одно и то же преступление, если данное преступление оценивается обществом как безнравственное, создающее чувство угрозы безопасности жизнедеятельности граждан.

4. Правовое решение должно отражать моральную оценку общества в отношении преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного и лиц группы, причастной к формированию преступного деяния личности виновного.

 

В статью 7 УК РФ добавить следующее:

УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма

 1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, защиту нравственности, законных прав и интересов граждан.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут причинять физические страдания, унижать человеческое достоинство.

3. Объединения граждан вправе осуществлять моральную оценку деянию человека и группы лиц. Негативная моральная оценка деяния человека является признаком состава преступления. Игнорирование моральной оценки является характеристикой субъекта преступления в форме умысла.

4. Наказание и иные меры уголовно-правового характера направлены на  личность лица, совершившего преступление, и на группу лиц, причастных к формированию данного преступного деяния у личности преступника.

5. Нравственность обеспечивается нравственным воспитанием, просвещением, пропагандой, институтами гражданского общества.

Для воспитания нравственности в образовательных учреждениях и иных организациях проводится  урок морали и права, в ходе которого обучаемые и сотрудники осваивают положения настоящего Кодекса.

В ходе урока морали и права  граждане, руководствуясь нравственным правилом непричинения вреда себе и другим, овладевают умением давать публичные моральные оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать безнравственные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения урока морали и права.

Подготовка и реализация урока морали и права координируется профильными светскими общественными организациями по нравственности и осуществляется руководителями  учреждений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. 

Нравственно-правовое просвещение и пропаганда нравственности и права организуются в средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Они направлены на наглядное представление преимуществ нравственного правового поведения и обеспечивают предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.

Средства массовой информации при формировании сетки вещания обязаны учитывать мнение граждан, осуществляющих моральную оценку содержания передач. Содержание рекламных и иных публичных материалов должно быть нравственным, не восприниматься гражданами как угроза или вред их существованию.

 

 

В статью 8 УК РФ добавить следующее:

УК РФ Статья 8. Основание уголовной ответственности

 

1. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом и получившего негативные моральные оценки граждан и объединений граждан в ходе гражданских процедур.

2. Дискурсивная практика как гражданская процедура – это свободное  участие граждан в моральной оценке и обсуждении социально-значимых  действий других граждан, организаций и групп по разным признакам.

3. Дискурсивная практика может осуществляться гражданами в форме гражданских форумов, государственных, научных, экспертных и общественных советов, открытого общения, отражаться в средствах массовой информации и иных  информационно-коммуникационных ресурсах.

Личная моральная оценка любого гражданина может быть изменена только им лично неограниченное количество раз в ходе дискурсивной практики.

Дискурсы носят непрерывный характер и обеспечивают воспитание правового поведения и нравственности граждан, организаций и групп по разным признакам, социальную справедливость и гражданский мир, формируют частные нормы, регулирующие поведение.

Дискурсивные практики динамичны, субъективны и не могут быть основанием для привлечения к уголовной ответственности участвующих в них граждан в соответствии с настоящим Кодексом.

 

 

 

 

 

Юнацкевич Петр Иванович

Научный руководитель Института социальных технологий

www.iovpani.spb.ru

Санкт-Петербург, 2017

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ЧАСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТИКРИМИНАЛ"

НАУЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ
ВЫСОКИХ ГУМАНИТАРНЫХ и СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ «INFOWAR»

ЧАСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПАНИЯ
НАУЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ высоких гуманитарных и социальных технологий
Институт военно-гуманитарных технологий
ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ «INFOWAR»

 

© 2018 Институт экосоциальных технологий.

^ Наверх