Развитие концепции юридической педагогики

В.Я. Кикотя

для подготовки следственных

и руководящих кадров министерства внутренних дел России

 

 

 

Юнацкевич Петр Иванович

Доктор педагогических наук

Институт социальных технологий

Санкт-Петербург, 2017

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

В 2004 году Владимир Яковлевич Кикоть, российский государственный деятель, учёный-юрист, генерал-лейтенант полиции, доктор педагогических наук, доктор юридических наук,  профессор, член-корреспондент Российской академии образования предложил педагогическому сообществу министерства внутренних дел России разрабатывать идею юридической педагогики. Впервые эту идею он опубликовал в совместной работе (Юридическая педагогика / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2004. С. 126.).

Владимир Яковлевич Кикоть дал следующее определение юридической педагогике – «это особая область научного педагогического знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Юридическая педагогика является междисциплинарной областью научного знания, находящейся на стыке юридического и педагогического знания, но по преобладающим признакам она отрасль педагогики, а не юриспруденции».

Объект, предмет, цели и задачи юридической педагогики

 

Познание процесса управления подготовкой и применения кадров министерства внутренних дел России позволяет получать новые знания, которые нами определяются как юридическо-педагогическими знаниями, используемыми для решения задач подготовки и применения кадров органов внутренних дел Российской Федерации.

Развивающийся состав юридической педагогики образуют практические знания в следующих вопросах:

педагогическая оценка, набор и отбор кандидатов на службу в полиции;

педагогическое сопровождение службы в полиции;

воспитание и обучение курсантов и слушателей учебных заведений министерства внутренних дел;

управление, воспитание и обучение офицеров полиции в ходе службы в органах внутренних дел;

применение методов и методик педагогического воздействия в ходе решения оперативных и служебных задач;

воспитание культуры служебного поведения и чести офицера полиции, честно служащего закону, устойчивого к коррупционным и иным криминальным воздействиям;

формирование личности нравственного полицейского;

создание нравственной, профессиональной среды в подразделениях органов внутренних дел,  мотивация полицейских на добросовестную службу и образцовое выполнение своего долга перед законом и многонациональным народом Российской Федерации.

По мере научно-педагогических исследований деятельности полицейских будет формироваться и расширяться состав понятий юридической педагогики.

Педагогическая оценка юридической практики и ее анализ является сферой практических и теоретических исследований, дополняющих теорию и методику профессионального образования.

Объект юридической педагогики– поведение субъектов и объектов правотворчества, защиты и охраны права, применения права.

Субъекты правотворчества, защиты и охраны права, применения права – это руководители и сотрудники правовых структур государства и общества.

Объектыправотворчества, защиты и охраны права, применения права – это граждане и отношения между гражданами в ходе реализации их прав, интересов и свобод.

Предмет юридической педагогики– способы воспитания, обучения, просвещения и управления поведением субъектов и объектов права.

Задачи юридической педагогики:

- оценка и анализ истории деятельности субъектов и объектов права в России и за рубежом;

- разработка и реализация педагогической теории и методики профессионального образования юридических кадров;

- создание и совершенствование методик и технологий воспитания, обучения, просвещения субъектов и объектов права.

- формирование и поддержание заданных руководством страны идей, ценностей, убежденностей, норм и качеств личности офицера полиции, субъектов и объектов права.

История юридической педагогики тесно связана с историей развития человеческой цивилизации. До возникновения социального института права в обществе отношения между членами регулировались этикой – наукой о нравственности, о том как должно и не должно себя вести по отношению к другим. Этика прививалась самим бытом, важную роль в этическом воспитании играли родители, отец и мать. Основный способ формирования норм поведения в обществе был личный пример авторитетных лиц (старейшин и вождей), на которых также налагались общественные ограничения.

Основной инструмент древней юридической педагогики – способ регулирования поведения участников общественных отношений до так называемой эпохи письменного права, - было «табу».

Табу́ — это строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является вредным для человека.  Прививали табу в племени как эмоциональное отношение убегания от угрозы вреда за действие, на которое наложен общий запрет (табу).  Это была первая психологическая и педагогическая технологий древнейших народов, обеспечивавших сохранение и воспроизводство своей культуры, традиций и безопасности. 

Основой нормы поведения было воспитание запретов, блокировок на совершение опасных для самого человека и его племени поступков. Эти запреты укреплялись обрядами. Это позволяло оградить свою культуру племени от разрушения, создавало преемственность в поколениях и уважение к старшим, любовь к взрослым, заботу к детям.

Отсутствие института старшинства представляло возможность каждому члену общества трудится вместе со всеми и в ритуальных формах участвовать в общем разделении и потреблении результатом как индивидуального так и общественного труда. Отголоски этих традиций сохранились и в современной жизни (коллективные застолья по социально-значимым и личностно-значимым поводам, направленные на укрепление взаимного доверия и уважения, закрепляющие определенные нормы поведения в быту и обществе).

Однако постепенно в некоторых племенах стали сниматься запреты на вред не члену племени. Возник исторический культурный феномен социального паразитарного поведения – жизни одних на труде других. Ограбление стало лучшим способом ведения хозяйства. 

В международном научном сообществе это социальное явление получило название трайбализм (трибализм, трайбализация, англ. tribalism, от лат. tribus — племя). Это форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам (разделение на «мы» и «они»).

Если в ранних славянских племенах, населявших современную Россию, иерархии не придавали значения, то другие народности начали формировать иерархическое представление об обществе – «в племени есть мудрый вождь, он знает, куда вести племя».  При объединение племен с разными традициями происходила внутренняя борьба за так называемые «почестные места» в общества (это места руководителей, религиозных деятелей, столоначальников).      Таким образом внутри общества любое почетное место становились объектом скрытой и явной борьбы за захват кланом, тейпом, семьями, родственниками и кумовьями. Эта ситуация привела к необходимости появления письменного права, так как смешение культур трудно регулировалось этнической этикой. Ценности и содержание отношения к себе и другим в разных племенах отличался, и создавал при объединении или смешении свои проблемы, порождавшие преступность, причинение друг другу вреда в борьбе за почетные места.

С появлением писанного права, сводов законов и уложений возникла необходимость их внедрения в поведение общества.

Писаное право (ius scriptum) состояло из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов. Основным источником римского права являлся закон (lex). Главная веха становления римского законодательства – это  Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э. Появлению писанного права предшествовала борьба за утверждение в государстве обычаев между плебеями и патрициями. Смешение разных культур должно было получить новый регулятор, котором и стало писанное право.

Для этого была создана комиссия из трех членов, которая отправилась в Грецию изучать законы Солона. По возвращении в Риме был упразднен консулат и избраны десять человек, которые в течение 451 г. до н.э. написали 10 Таблиц и вынесли их на одобрение центуриатных комиций. На следующий год новые децемвиры вынесли на одобрение народа еще две таблицы. Так возникли Законы XII Таблиц (lex duodecem tabularum), которые представляли собой очень важную кодификацию римского цивильного права.

Законы были записаны и выставлены на форуме на деревянных (по некоторым сведениям - медных, и даже слоновых досках).

Положения Законов охватили все важнейшие сферы юридической практики:

О вызове в суд (Табл. I);

О вершении исков (Табл. II);

 О долговом рабстве (Табл. III);

О порядке манципации при сделках (Табл. IV);

О завещании и семейных делах (Табл. V),

О пользовании земельным участком (Табл. VI);

О воровстве (Табл. VII);

О личном оскорблении-обиде (Табл. VIII);

Об уголовных наказаниях (Табл. IX);

О публичных делах в городе (Табл. XI);

О неиспрашивании привилегий (Табл. XII).

Римский философ Цицерон так отзывался о Законах XII Таблиц: "Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов Двенадцати Таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов. Закон - это то, что народ повелел и постановил".

В республиканском Риме законодательным органом были народные собрания (комиции). Эти же собрания выполняли и юридические педагогические функции воспитания, обучения и просвещения субъектов и объектов римского права.

Принятие закона проходило несколько стадий. Сначала компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание.

Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать, чтобы не было социального напряжения.  Люди выражали свое отношение к закону с этических позиций – не вредит ли он им. Если чувствовали, что вреда от закона нет, выражали этому закону поддержку. Далее  предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом.

Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи. Они основывались на том, что вред, причиненный одним членов общества другому, должен был компенсироваться в адекватном объеме. Речь не шла о физическом наказании или убийстве виновника.  В случае случайного или преднамеренного убийства убийца или его семья должны были пожизненно выполнять функцию содержания потерпевшей семьи. Велика была цена драки. За каждое сломанное ребро в драке потерпевший мог запросить по одной корове в качестве компенсации.  Такая система отношений обеспечивала минимальные правонарушения и держалась на педагогической технологии – традиции, которую называли «Закон русский».

Писанное право в древнюю Русь пришло из Византии после того, когда русские князья перестали брать дать с Константинополя и сняли с его городских ворот славянский шит, означавший покровительству и защиту руссов. Черное же море носили тогда название «Русское море», так как за ежегодной данью русские ладьи все время шли в Константинополь.

Однако благодаря маневру с Княгиней Ольгой, посланницей из Константинополя, сумевшей не только стать женой Князя Владимира, у которого было к тому времени более 1000 наложниц, но и сумевшей сделать его подвижником православной веры, которую тогда в Византии признали официальной государственной религией.  Греки-монахи, опираясь на религиозное просвещение, сумели поставить православие как государственную религию в Киевской Руси. Вместе с религией в Древнюю Русь пришло и писанное право. Это были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда». Она имеет три редакции — Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной.

Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого. Эти уставы дали начало церковному законодательству, а также стали основой для статей в правовых сборников других славянских народов: «Закон Судный людем» из Болгарии, «Кормчие книги» византийских сборников церковно-гражданских постановлений).

Чтение данных законов, изучение их всеми жителями являлось по сути юридическо-педагогическим явлением.  Некоторые нормы права шли в разрез с традициями, и по этому насилием подкрепляли правовое просвещение.

«Русская правда» и другие источники древнерусского права состояли их гражданского права (право собственности)  и обязательственного права. Право собственности возникает для захвата князьями общинных земель.

Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.

Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для славянского общества понятия:

моногамия – жизнь с одной женой, что шло в разрез с традицией иметь несколько жен как признак достатка и хорошего хозяйства;

затрудненность развода – по славянской традиции, если жена не справлялась с хозяйством и была ленива, ее могли отдать родителям, вернув все ее приданное; возврат родителям считался юридическим фактом развода;

бесправие внебрачных детей – в славянской семье было принята равность всех членов и родственников, которых жизнь могла заставить объединиться и жить одним общим хозяйством, внебрачные дети имели те же права, что и дети, рожденные в браке;

жестокие наказания за внебрачные связи  - которые были непонятны для древних славян, праздники которых предполагали возможность связи на всенародных праздниках и гуляниях; но это право связи обладали женщины – вдовы, оставшиеся без мужей; а также женщины, возвращенные своим родителям за ленивость; молодые девушки в таких гуляниях участия не принимали, когда наступал этап возможных половых контактов; они берегли свою честь, и это весьма уважалось и ценилось в обществе.

По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви и начинается формирование целой системы церковных школ, которые готовят кадры для церковно-правового регулирования общественной жизни в государстве.  Данный этап продолжался до 1917 года. Великая октябрьская революция отделила церковь от государства. Возникло светское гражданское право, которое отчасти было взято у французов, успевших 200 лет тому назад до русской революции ликвидировать свой царизм, разрушить империю,  и построить первую в мире республику с гражданским правом, субъекты и объекты которого равны в своих правах и обязанностях. Источником права стало волеизъявление граждан, право и свободы которых гарантировались конституцией республики.

Советская юридическая педагогика взяло лучшие традиции профессиональной подготовки чинов ведомства МВД, учебных заведений по подготовке полицейских, жандармов, тюремных служащих. Был обобщен педагогический опыт работа с несовершеннолетними правонарушителями, бродягами, нищими, беспризорными. Ставилась работа пенитенциарной (исправительной) и постпенитенциарной (помощь лицам, вышедшим из мест заключения; приучение освобожденных к жизни на свободе).

Первый период развития юридической педагогики – это формирование профессорско-педагогического корпуса МВД СССР.

Практическим центром юридической педагогики стали два учебных заведения СССР - (Университет МВД и Институт внутренних войск. Свою историю они  ведут с 1944 года, когда была образована Центральная школа МВД СССР. С 1947 года школа базировалась в Знаменке Ленинградской области (ныне в черте города). В 1952 году школе был вручен высокий государственный отличительный знак — Красное знамя. С 1958 года школа готовила выпускников по двум направлениям: культурно-просветительская работа в исправительно трудовых учреждениях и полиподготовка офицеров внутренних войск. В 1963 году школе приказом МООП РСФСР был установлен годовой праздник — 12 октября.

В 1968 году Знаменской школе был дан статус высшего учебного заведения и наименование Высшего Политического Училища МВД СССР. Училище занималось переподготовкой (повышением квалификации) по двум направлениям: офицеров с высшим юридическим образованием готовили для органов МВД, а офицеров с высшим военно-специальным образованием — для внутренних войск. За период с 1968 по 1992 год ВПУ МВД выпустило более 20 тысяч офицеров-политработников, осуществлявших воспитательную работу в МВД.

В Москве в 1929 году были созданы высшие курсы усовершенствования старшего начальствующего состава административно-милицейского аппарата и высшие пенитенциарные курсы. В 1937 — Центральная школа милиции НКВД СССР. В 1943 году — Высшая школа НКВД СССР. С марта 1946 — Высшая школа МВД СССР, с ноября — Высшая офицерская школа МВД СССР. С июня 1952 — Высшая школа усовершенствования руководящего состава МВД СССР. В августе расформирована.

С марта 1953года появляется Высшая школа милиции МВД СССР.

1954 — на базе Высшей школы милиции МВД СССР организована Высшая школа МВД СССР. С 1960 по 1965 были образованы отделения в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Минске, Ташкенте, Омске, Иркутске, Хабаровске.

1974 — создана Академия МВД СССР (с января 1992 г. — Академия МВД России).

8 января 1997 — образована Академия управления МВД России.

1981 год, апрель — Академия награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Эти и другие юридические педагогические системы СССР образовали основу для подготовки лучших кадров советской милиции, которая вела эффективную борьбу с преступностью и защищала граждан СССР от криминала.

После развала СССР с 1992 года в России сложилась юридическая педагогически система, которую образуют вузы МВД России:

Барнаульский юридический институт МВД России

Сибирский юридический институт МВД России (с филиалом заочного обучения в городе Абакане)

Казанский юридический институт МВД России

Белгородский юридический институт МВД России

Санкт-Петербургский университет МВД России (с филиалами заочного обучения в Великом Новгороде, Мурманске, Пскове, Архангельске)

Дальневосточный юридический институт МВД России (с филиалами во Владивостоке, в Петропавловске-Камчатском, в Южно-Сахалинске, в Благовещенске)

Волгоградская академия МВД России

Уральский юридический институт МВД России

Нижегородская академия МДВ России (с филиалами в Ижевске, Перми, Саранске, Чебоксарах)

Восточно-Сибирский институт МВД России (с филиалом в Улан-Удэ)

Омская академия МВД России (с филиалом в Кемерово)

Орловский юридический институт МВД России (с филиалом в городе Курске)

Воронежский институт МВД России (с филиалом в Липецке)

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Москва)

Академия управления МВД России (г. Москва)

Академия экономической безопасности МВД России (г. Москва, с филиалом в Уфе)

Московский университет МВД России (с областным филиалом в Рузском районе, в Рязани, в Смоленске, в Тамбове, в Твери, в Туле, в Брянске)

Краснодарский университет МВД России (с филиалами в Нальчике, Новороссийске, Ставрополе)

Уфимский юридический институт МВД России

Саратовский юридический институт МВД России (с филиалом в Самаре)

Ростовский юридический институт МВД России

Тюменский юридический институт МВД РФ (прим. ред.

В рамках данной юридической педагогической системы осуществляется подготовка следователей, оперативных работников, участковых уполномоченных полиции, экспертов-криминалистов, экономистов, психологов, специалистов по работе с молодежью, специалистов-инженеров по защите информации для органов внутренних дел.

С 70-х годов XX века стал расширятся круг научных разработок, формирующих смысловое поле юридической педагогики. Начинается подготовка дипломированных специалистов по педагогике, защита кандидатских и докторских диссертаций по педагогике сотрудниками правоохранительных органов. Появляются в учебных заведениях учебные дисциплины, построенные на научной основе: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика высшей и средней специальной школы в правоохранительных органах», «Педагогическая культура и техника труда преподавателя» и др.

Видную роль в этот период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А. Алемаскиным, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Беличевой, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, А.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В. Горлинским, В.П. Давыдовым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, С.И. Денисенко, Ф.М. Зезюлиным, А.И. Зубковым, В.Я. Кикотем, II.И. Киряшовым, Е.А. Козловской, И.Ф. Колонтаевской, В.Г. Колюховым, А.А. Кочиным, Н.С. Кравчуком, Л.Д. Лазукиным, И.А. Латковой, В.М. Литвишковым, II.А. Минжановым, В.М. Обуховым, В.В. Первозванским, В.А. Пищелко, В.И. Постоевым, А.А. Рябовым, В.Я. Слеповым, Л.М. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым, В.Н. Устюжаниным, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, ЮА. Шарановым, И.В. Шмаровым и др.

Следующий этап развития юридической педагогики как отрасти педагогической науки – это создание научно-исследовательской лаборатории по юридической педагогике, кафедры юридической педагогики, аспирантуры и докторантуры по педагогическим наукам, диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора педагогических наук. Этот этап позволит повысить качество подготовки и применения кадров министерства внутренних дел России.

 

Юридическая педагогика имеет четкую структуру и состоит из следующих разделов:

 

- история этического, этнического, религиозного и правового регулирования поведения человека и социальных групп

- история юридического образования в России за рубежом;

- педагогическая оценка правовой деятельности;

- педагогическая теория и методика профессионального образования юридических кадров в России и за рубежом;

- непрерывное образование юридических кадров

- высокие гуманитарно-правовые технологии;

- импорт юридического образования и правовых технологий за рубеж;

- методики и технологии нравственно-правового воспитания, обучения и просвещения;

- правовая пропаганда;

- дистанционные образовательные технологии противодействия криминалу в России и за рубежом.

Юридическая педагогика становится наукой в работе с любыми категориями сотрудников министерства внутренних дел и граждан, связанных с решением вопросов формирования и сохранения заданных норм поведения.  Юридическая педагогика отвечает на практический вопрос: как заставить человека вести себя так, а не иначе?

 

 

Методология юридической педагогики

 

Основу методологии юридической педагогики составляют идеи ряда древних и современных  философов. Первых из них Гераклит.

Геракли́т Эфе́сский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ.  Он основатель первой исторической или первоначальной формы аструктурализма. Это учение о том, что нет в природе устойчивых форм, все меняется. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О Боге»).

Гераклиту приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει, лат. Omnia fluunt, omnia mutantur).

Сам структурализм (от лат. - structure - строение, распол жеиие, порядок) – это направление в философско-гуманитарном познании 1950-70-е гг. XX века, которое базируется на выявлении структуры - устойчивых многоуровневых самовоспроизводящихся связей и свойств объекта, системы. Гераклит понятие структуры обозначал как «форма» и утверждал, что она изменчива и познать ее невозможно, но на нее можно повлиять.

В XIX веке понятие «структура» приобрело общенаучный статус. Современная философия стала понимать структуру как совокупность устойчивых внутренних связей объекта как целого и тождественного самому себе, а учение структурализма объясняет мир с помощью понятия «структура».  Однако, изучая мир криминала, мы наблюдаем постоянную изменчивость форм, непредсказуемость связей, нелогические действия участников права и криминала, когда из события «А» не проистекает событие «Б».   Опираясь на идею Гераклита, мы воспринимаем процесс преступности как динамичный и непоследовательный, случайный и непредсказуемый.  Мы не ставим задачу познать структуру конкретного криминального феномена, мы ставим задачу повлиять на этот феномен и минимизировать его, создав и запустив адекватный юридический педагогический процесс.  Влиять на один процесс мы может только другим процессом. От сюда и постановка научных задач: нам нужны новые знания о томя, как повлиять на формирование заданного поведения, и как научить полицейского и подразделение полиции конструировать и запускать нужный процесс влияния на поведение граждан, на защиту закона, на исполнение закона.

Другой философской идеей юридической педагогики является Ю́рген Хабермас (нем. Jürgen Habermas; 18 июня 1929, Дюссельдорф) — немецкий философ и социолог.  Профессор во Франкфурте-на-Майне (с 1964 года). Директор (наряду с К. Вайцзеккером) Института по исследованию условий жизни научно-технического мира Общества Макса Планка в Штарнберге (1970—1981).

Юрген Хабермас считается представителем франкфуртской школы. Один из наиболее влиятельных политических и социальных мыслителей второй половины XX века, создатель концепций коммуникативного действия и этики дискурса.

Юрген Хабермас большое значение придавал такому коммуникативному действию как дискурс – инструментальное использование языка для силового воздействия на партнеров по коммуникации.

Дискурс — это способ проверки спорного притязания на значимость посредством приведения аргументов в процессе диалога, осуществляемый с целью достижения общезначимого согласия.

Дискурс основывается на следующих правилах:

участие в дискурсе открыто для любого способного к речи субъекта при его полном равноправии со всеми остальными участниками дискурса;

в дискурсе запрещается осуществлять какое-либо принуждение в целях достижения согласия;

участники дискурса вправе действовать лишь на основе мотива достижения кооперативного и аргументированного согласия.

По отношению к фактически существующей коммуникации дискурс является «идеальной речевой ситуацией».

Юрген Хабермас полагает, что идеальная речевая ситуация представляет собой необходимую предпосылку, из которой исходят участники фактических коммуникативных практик, если они серьёзно относятся к перспективе признания своих притязаний другими.

Для юридической педагогики понятие дискурса является основным.

Педагог, руководитель, следователь строят свою коммуникацию с объектом правового воздействия на дискурсивной основе:

они показывают, что участие в дискурсе открыто для любого заинтересованного субъекта и объекта права при их полном равноправии со всеми остальными участниками дискурса;

в дискурсе не оказывается принуждение для достижения согласия;

участники дискурса действуют на основе мотива достижения кооперативного и аргументированного согласия.

Такой подход позволяет сформировать и удерживать норму правового поведения у субъекта и объекта права.

Карл-Отто Апель ввел понятия трансцендентальной прагматики, «онтической редукции», когда сущее определяется через другое сущее. Карл-Отто Апель утверждал первичность диалога как интерсубъективной коммуникации над индивидуальным сознанием. Основой этого диалога Апель считает язык, понятый участникам диалога.

По Апелю решение всех этических проблем следует искать в дискурсе.

Языковая игра способна нормализовать отношения в социальных системах. Оба исследователя понимают дискурсивную этику как некий процесс, за которым стоит дискурс как механизм достижения конвенции в отношении норм взаимного поведения.

Жиль Делёз (фр. Gilles Deleuze; 18 января 1925 года, Париж — 4 ноября 1995 года, там же) — французский философ стал использовать совместно с Пьера-Феликсом Гваттари понятие «ризома».

Пьера-Феликс Гваттари (30 апреля 1930, Вильнёв-ле-Саблон, департамент Уаза, Франция — 29 августа 1992, Кур-Шеверни, Франция) — французский психоаналитик, философ и политический активист, один из основоположников антипсихиатрии, написавший совместно с философом Жилем Делёзом знаменитый трактат «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» (1972).

Ризома (фр. «корневище») есть децентрированная сеть, аналог корневища: в отличие от дерева, у неё нет корней, ствола или листьев, конкретной формы или территории. Ризома есть серия нейтральных плато, занимающих срединное место между мышлением, материальной реальностью, культурой и обществом.

Ризома имеет следующие характеристики:

соединение и гетерогенность — любая точка ризомы может соединяться с другой, нет последовательности элементов;

множественность — нет субъекта и объекта, как и терминологии Единого и Многого;

означающий разрыв — разрушение какой-либо точки ведёт не к разрыву, а к возобновлению ризомы в той или иной точке;

картография и декалькомания — нет скрытой структуры и генезиса.

Множественность ризомы есть альтернатива логике репрезентации, бинарной субъект-объектной структуре западного мышления.

Делёз и Гваттари выделяют два вида множеств: экстенсивный (молярный) и интенсивный (молекулярный). Экстенсивные множества делимы, их можно упорядочить и объединить; интенсивные множества не могут быть разделены или завершены без изменения своей природы. Это разделение соотносится с различием между ризомой и деревом, горизонтированием и иерархией, микроуровнем и макроуровнем политического или социологического анализа, ризоматическими и древесными множествами, двумя типами многообразий Римана. Множества не противопоставляются, а сосуществуют: у дерева есть ризомы, а ризома имеет древесные корни. Ризома имманентна, а не трансцендентна; у ризоматического процесса нет свойств, структуры или причин.

В дискурсивно-оценочном подходе профессора Чигирева Виктора Анатольевича понятие ризомы рассматривается как понятие постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности; неравновесная целостность (аналог неравновесной среды, изучаемой синергетикой, - теорией катастроф);  перманентная креативная форма, имманентная (внутренне присущая) нестабильность.

Классический пример ризомы – не корень, но луковица, содержащая в себе скрытый, потенциальный стебель.

В моделях подготовки и применения кадров министерства внутренних дел всех субъектов и объектов права удобно представлять в качестве ризом.

Ризоморфная среда – субстанция, состоящая из взаимодействующих ризом, обладающая имманентным потенциалом самоорганизации и саморазвития.  По сути, ризоморфными средами являются все социальные среды. Их также иногда именуют хаосами (управляемые хаосы, управление в хаотических средах).

Классический пример ризоморфной среды – среда письма (текст есть продукт письма, как процессуальности, не результирующейся в данном тексте).

Социальный субъект – отдельный человек, группы людей и их объединения, организации, предприятия, государства, корпорации и т.п., человечество в целом.

Дискурсивно-оценочный подход– это создание специальной сетевой конструкции, позволяющая осуществлять направленный сетевой дискурс и массовую этическую оценку в режиме реального времени, оперативно визуализировать вред (угрозу) человеку как субъекту или объекту права. Такая «подсветка»  позволяет мобильной толпе сетевых активистов (социально активных граждан) оказать точное гуманное правовое влияние на социального субъекта, и предотвратить  наносимый им вред (разрушить представляемую им угрозу), изменить поведение, образ жизни, ставший причиной преступления.

Общий подход к построению дискурсивных этических регуляторов в сфере права позволяет создавать сетевые информационные регуляторы поведения конкретных социальных субъектов, направленных на формирование и поддержание у них заданных норм поведения.

Дискурсивно-оценочный подход профессора Чигирёва В.А. – это  процедура оценивания вредоносности поведения конкретных социальных субъектов, опирается на дискурсивные практики конкретной жизнедеятельности этих социальных субъектов. В ходе этих процедур возникают дискурсивно-оценочные регуляторы.

Дискурсивные этические регуляторы действуют исключительно гуманно. Они просто напоминают субъекту, нежно советуют ему: «вести себя так нельзя, подумай».  Они предоставляют субъектам возможность пояснять, почему они делают так, а не иначе. А другим субъектам дают возможность оценивать социальные действия других субъектов.

Социальное действие – результат активности социального субъекта:  намерения, заявления, решения,  поступки и т.п., затрагивающие интересы, способные нанести вред, создать угрозу для более чем одного социального субъекта.

Фундаментом дискурсивно-оценочного подхода и практической дискурсивной этики профессора Чигирева В.А. являются массовые этические (нравственные, моральные) оценки деяний социальных субъектов.

Этическая оценка – определение уровня нравственности  социального субъекта. Эта оценка существенно связана с правовой оценкой. Субъект, получающий негативные этические оценки является объектом внимания и профилактики правоохранительного сообщества.

Привнесение в социальные процесс дискурсивно-этических регуляторов эффективно дополнит систему уголовного и гражданского права, становится базой для развитого правового государства.

Понятийный аппарат юридической педагогики находится в стадии разработки и будет описан в дальнейших публикациях.

Применяя современную методологию в юридической педагогике (Гераклит, Хабермас, Аппель, Делёз, Гваттари, Чигирев) корректируется выбор методов получения и обработки данных. Наряду с традиционными методами сбора данных: данные биографии, автобиографии, получение сведений от лиц, знающих историю жизни исследуемого, выявление факторов, влиявших на него в истории его жизни (онтологическом развитии); используются и динамический метод визуализации общественных отношений к субъектам и объектам права, раскрашенным в света социального светофора: не вредит; вредит; не известно.

Методы обработки данных:

- педагогическая оценка;

- педагогический анализ результатов групповых и массовых этических и правовых оценок;

- количественные (математические методы обработки данных);

- качественные (визуализация динамики общественных отношений к субъектам и объектам права).

 

Заключение

 

Деятельность работников правоохранительных органов, должностных лиц, специалистов, помимо выполнения прямых правоохранительных задач, имеет педагогическую основу влияния на объект работы и службы.

Важный аспект юридической педагогики – влияние на общественное сознание, закрепление заданных нравственно-правовых норм и ценностей поведения граждан.

Все задачи, получаемые сотрудниками полиции, для своего решения требуют педагогических знаний и умений влиять на поведение граждан-участников правового процесса.

Всегда необходимостью что-то разъяснять,  учить,   воспитывать,   просвещать,   убеждать и переубеждать граждан - участников правового процесса.

Это значит, что все категории работников министерства внутренних дел должны иметь базовую подготовку по юридической педагогике, которая призвана решить основную правовую задача – заставить поступать гражданина  так, а не иначе.

Педагогическая подготовка важна для каждого юриста.

 

Литература

 

1.Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999.

2. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 2003.

3. Юшков С.В. История государства и права России. М., 2003.

4. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М, 1995.

5. Юнацкевич П.И. Дискурсивно-оценочный метод как нравственный компас общества: http://www.inrav.ru/563-diskursivno-otsenochnyj-podkhod-kak-nravstvennyj-kompas-obshchestva.html

 

 

ЧАСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТИКРИМИНАЛ"

НАУЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ
ВЫСОКИХ ГУМАНИТАРНЫХ и СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ «INFOWAR»

ЧАСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПАНИЯ
НАУЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ высоких гуманитарных и социальных технологий
Институт военно-гуманитарных технологий
ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ «INFOWAR»

 

© 2018 Институт экосоциальных технологий.

^ Наверх